Природные драгоценные и полудрагоценные камни в их естественном состоянии могут оставаться непривлекательными. Они обладают неравномерной окраской, не сияют и часто имеют форму, напоминающую простые камни с острыми углами. Для того чтобы раскрыть их истинную красоту, необходим процесс огранки.
После огранки, минералы приобретают гармоничную форму, начинают ловить свет и проявлять завораживающие оптические эффекты. Когда свет падает на ограненную поверхность, он преломляется, создавая блеск и выявляя естественный цвет драгоценных камней. Ювелиры разработали различные методы огранки, которые позволяют придавать минералам изысканные очертания и блеск.
Зачем же необходимо проводить обработку драгоценных камней?
Правильная огранка приводит к появлению мерцающих переливов и отражений на поверхности камня, он начинает "играть" на свету. На специально созданных гранях световые лучи искривляются и распадаются на цвета видимого светового спектра, что приводит к следующим эффектам:
- Изменение окраски камня при изменении освещения.
- Создание бликов в виде линий (кошачий глаз) или многолучевых звезд (астеризм).
- Появление радуги (иридизация) и других завораживающих эффектов.
Работа с природными камнями требует высокой квалификации и является почти искусством. Точная огранка твердой поверхности минерала с сложными контурами представляет собой настоящее искусство. Ювелир должен учитывать начальную форму, состав и структуру минерала, который находится в его руках, при выборе типа огранки. Это включает в себя количество и угол наклона фацетов (граней) и форму, которую камень приобретет после завершения процесса.
В руках опытного ювелира, каждый камень может получить от 30 до 240 фасеток, которые должны быть безупречно гладкими и соединяться с соседними под определенными углами. Мастера с большим талантом преображают скромные камушки в сияющие шедевры искусства с четко очерченными гранями.
Для создания безупречного драгоценного камня, который будет блистать на витрине магазина и привлечет внимание покупателей, необходимо:
- Расположить фасетки таким образом, чтобы поверхность максимально эффектно переливалась под воздействием света, обрела блеск и прозрачность.
- Выделить и подчеркнуть естественный цвет камня.
- Придать камню симметричную форму.
Любой процесс огранки является длительным, тщательным и творческим, требующим опыта, мастерства и специализированных знаний. И его результатом становится кристалл идеальной формы, в котором максимально раскрывается природный потенциал минерала.
Как развивалась огранка
Эволюция искусства огранки драгоценных камней имеет долгую и увлекательную историю. На протяжении многих столетий драгоценные камни обрабатывались исключительно вручную, что ограничивало возможности достижения идеальных форм. Древние ювелиры не стремились к созданию произведений искусства; их главной целью было сохранение исходного веса минерала и минимизация отходов.
Переломным моментом в развитии огранки стало появление технологии точечного раскалывания в середине 15 века в Европе. Этот метод позволил гранить камни, удаляя излишние части при помощи специального клинка и молоточка.
Однако только в начале 19 века, после изобретения парового устройства для огранки, ювелиры получили возможность создавать симметричные формы для минералов. В 1892 году была разработана гранильная машина, работающая на электричестве, и её создателем стал австрийский инженер и основатель известной империи Swarovski, Даниэль Сваровски.
Эта машина обеспечивала идеальную точность при обработке кристаллов, и технология огранки достигла новых высот. Всего через 8 лет, в 1900 году, появилась ювелирная циркулярная пила, что предоставило мастерам возможность обрабатывать камни, которые ранее не поддавались раскалыванию при помощи молотка. Этот инструмент существенно сократил количество отходов, при этом сохраняя максимально возможный исходный вес обработанных камней.
Термины, принятые в ювелирном деле
В процессе развития ювелирного дела были введены различные термины, которые важно понимать, чтобы разбираться в различных методах огранки. Некоторые из них включают:
- Рундист: это линия, которая разделяет камень на верхнюю часть (корону) и нижнюю часть (павильон). Рундист выполняет важную роль в защите камня от сколов и делает ограненный камень более устойчивым к механическим повреждениям.
- Корона: это выпуклая верхняя часть камня, которая остается видной после вставки в оправу.
- Павильон: это часть камня, расположенная ниже рундисты. После вставки в ювелирное изделие она обычно не видна.
- Калетта: это самая нижняя точка павильона.
- Площадка (таблица, лицевой торец): это плоская грань, расположенная в центре короны.
Изучение и понимание этих терминов помогает профессиональным ювелирам лучше владеть искусством огранки драгоценных камней.
Огранка – основные техники
Сегодня огранка драгоценных камней осуществляется, в основном, с использованием машин, однако некоторые ювелиры всё ещё предпочитают традиционный, ручной метод. Автоматическая обработка идеально подходит для тех камней, которые обладают прозрачностью или частичной прозрачностью. Этот процесс включает в себя создание множества мелких граней, которые отражают свет и придают камню яркий блеск. Ручная обработка, напротив, используется в основном для ювелирных вставок, которые входят в состав дорогих индивидуальных изделий.
В прошлом, для достижения красивой формы камней, применялась шлифовка, при которой излишки материала удалялись с использованием абразивных средств, таких как песок и пемза. Мастера стремились создать поверхность, которая была идеально гладкой и лишена граней.
В результате верхняя часть камня приобретала плоскую или выпуклую форму. Этот традиционный метод, называемый "кабошон", до сих пор применяется в ювелирном искусстве. Он особенно популярен при работе с непрозрачными и полупрозрачными камнями, которые используются для создания колец, кулонов и серёжек. Этот метод позволяет подчеркнуть красоту камней с изменяющимися цветами, такими как "эффект кошачьего глаза" или астеризм.
Для прозрачных кристаллов наиболее эффективной оказывается фасетная огранка, для которой были разработаны различные схемы. Среди них можно выделить следующие:
- Клиньевая огранка: грани короны и павильона имеют три угла и сочетаются в разнообразные комбинации. Подобие треугольников располагается на вершине, а форма площадки может быть овальной, сердцевидной, квадратной или трапециевидной.
- Фасеточная огранка: грани представляют собой плоские многоугольники, и существует несколько вариаций этой техники. Одной из наиболее популярных является ступенчатая огранка, когда грани спускаются от площадки к рундисту, образуя четко выраженные ступеньки.
- Смешанная или фантазийная огранка: этот метод объединяет выпуклые поверхности, характерные для кабошонов, с фасетами или клиньями. Он применяется в случаях, когда необходимо подчеркнуть уникальную форму камня или раскрыть его красоту нестандартным способом.
Также следует отметить "русскую фацетную огранку", которая была разработана на российских заводах. Этот метод придает особое внимание достижению идеальных пропорций и симметрии, убирая все лишнее. Такой подход позволяет получать бриллианты высшего качества, хотя сопровождается большей потерей сырья.
Популярные виды огранки драгоценных камней
В начале XX века появилась новая разновидность огранки, которая сегодня является основной для 75% всех ювелирных алмазов. Она известна как "Классическая круглая огранка". Она состоит из 57 фацет, и именно это количество фацетов позволяет кристаллу раскрыть свою истинную красоту, блеск и мерцание, когда его озаряют прямыми лучами света. Сокращение числа граней может привести к потере материала, поэтому для обработки более мелких алмазов иногда используют огранку с 33 или 17 фацетами.
Второй важной разновидностью является "Овальная огранка", которая стала популярной во второй половине XX века. Также состоящая из 57 фацетов, она создает изящный овальный контур и способствует созданию красивых переливов и блеска. Овальные алмазы часто используются для изготовления колец, так как их форма выгодно подчеркивает длину пальцев и форму ногтей.
"Маркиз" - это огранка, которая придает алмазу удлиненную форму, напоминающую лодку, с заостренными концами. Название этой огранки происходит от знаменитой маркизы Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV. Этот вид огранки был изобретен в 1745 году и с течением времени совершенствовался, и сегодня для него используют 55 фацетов. Огранка "Маркиз" чаще всего применяется для овальных алмазов.
"Огранка Груша" представляет собой редкую разновидность огранки, которая не так часто используется в ювелирных изделиях и подходит для камней, предназначенных для колье. Алмазы, обработанные в этом стиле, приобретают узкую форму капли и имеют 55-56 граней.
"Принцесса" - это относительно новый стиль огранки, который появился в конце XX века. Алмазы, ограненные в этом стиле, имеют правильную четырехугольную форму и обычно 49, 65 или 68 фацетов на поверхности. Этот вид огранки часто используется для создания обручальных колец, так как закрытая оправа способствует предотвращению отслаивания уголков камня.
Существует эффектная ступенчатая огранка, идеально подходящая для больших прозрачных драгоценных камней. При использовании техники "Изумруд" мастер создает алмаз с прямоугольной формой и скошенными углами, пригодный для изготовления колец и других украшений.
Ограненный в этом стиле камень имеет широкую площадку и 8 боковых граней, которые разделены на три яруса и образуют в сумме 65 фацетов. Этот метод огранки был известен еще в 15 веке и в начале 20 века стал популярным благодаря фирме Картье, которая использовала его для создания украшений в стиле арт-деко.
Другой интересной разновидностью огранки является "Сердце", которая придает камню форму сердца. Для создания этой сложной формы требуется 57-58 фацетов. Этот метод появился в XX веке и был разработан специально для бриллиантов. Камни, обработанные в этом стиле, излучают сильный блеск и имеют глубокие переливы, что сразу завоевало мировую популярность.
Королева Елизавета II носила брошь с таким камнем. Интересно, что самый большой розовый бриллиант в мире был обработан этим методом, создавая камень весом более 15 карат с красивыми розовыми оттенками и завораживающими переливами. Кроме алмазов, сердцевидную форму придают сапфирам, морганитам, шпинели и другим прозрачным и полупрозрачным минералам. Чем прозрачнее камень, тем ярче он блеснет после обработки.
Еще одним интересным стилем огранки является "Триллиант", который появился в Голландии в XX веке. Для этой огранки мастеру нужно выбить 31-52 фацета, в зависимости от формы треугольного камня. В России особенно популярен "триллиант пятидесятидвухгранный". Стороны треугольника могут быть как прямыми, так и слегка округлыми. Этот стиль огранки создает глубину, яркий блеск и переливы и подходит для всех видов украшений, включая серьги, подвески и кольца.
"Ашер" - это огранка, схожая с "Изумруд", но с более сложной геометрией. Ювелиру нужно создать от 25 до 72 грани, расположив их ступенями в форме восьмиугольника. В каждом уровне содержится 8 фацетов, а количество уровней может варьироваться от 3 до 5. Этот стиль огранки появился более 100 лет назад и был придуман братьями Ашерами из Антверпена, которые усовершенствовали геометрию огранки "Квадрат" и запатентовали новую форму. Украшения с огранкой "Ашер" стали особенно популярными к 30-м годам прошлого века после распространения стиля арт-деко. На основе огранки "Ашер" позднее была создана огранка "Изумруд".
"Радиант" - это стиль огранки, который позволяет камню раскрыть свой естественный цвет, подчеркнуть его прозрачность и сияние. При обработке огранкой "Радиант" создается восьмигранный камень в форме квадрата или прямоугольника с скошенными углами. Этот стиль назван "сияющим", что полностью оправдывает его название, так как комбинация треугольных граней разной длины создает звездный блеск, который излучает лучи во все стороны. Этот вид огранки популярен среди знаменитостей, таких как Дженнифер Лопес и Анна Курникова. Украшения с этой огранкой выглядят шикарно, стильно и гламурно, но при этом они удобны для повседневного ношения.
"Багет" представляет собой квадратную или прямоугольную огранку, которая создается лесенкой и подходит только для идеальных камней, так как выделяет внутренние дефекты. Этот стиль часто используется для маленьких камней, которые устанавливаются в украшениях в одну длинную линию, создавая таким образом эффект "лесенки". Классическая "Багет" огранка включает в себя 33 грани и четыре уровня. Этот стиль огранки появился в первой половине XX века и быстро приобрел популярность.
"Октагон" - это особый вид огранки драгоценных камней, придающий им уникальную ступенчатую восьмигранную форму. Этот метод обработки применяется главным образом к крупным прозрачным драгоценным камням с яркой цветовой гаммой. В отличие от багета, "октагон" отличается скосом углов, что придает камню особую элегантность.
Изначально этот способ был разработан специально для изумрудов, но позднее стал применяться и для сапфиров, турмалинов и других драгоценных камней. "Октагон" идеально подходит для подчеркивания насыщенности цвета, но в то же время выявляет любые включения, поэтому его рекомендуется применять лишь к самым чистым экземплярам. Стандартов для количества фасет в "октагоне" нет, и камень может иметь от 41 до 53 граней.
Следующий метод обработки - "Кушон", который призван бережно сохранить вес и массу драгоценного минерала. Этот способ возник в 17-м веке в период расцвета стиля "барокко" и также известен как "Антик". "Кушон" придает камню плавные формы овала или округлого прямоугольника, со встроенными в площадку восемью углами. Боковые поверхности "Кушона" украшены фасетами в форме клиньев и ромбов, придавая ему изысканный вид.
"Бриолет" представляет собой древний метод обработки крупных прозрачных камней, изначально разработанный для алмазов. При этом способе ювелир создает множество треугольных граней, которые заставляют кристалл сиять и излучать множество ярких искр света.
"Квадрат" - это обработка, часто используемая для драгоценных камней, предназначенных для браслетов. Она придает камню квадратную форму и делает его боковые поверхности гладкими и ступенчатыми. "Квадрат" имеет меньше граней по сравнению с другими методами обработки, но благодаря этому камень способен продемонстрировать насыщенный цвет. Этот метод обработки чаще всего применяется к непрозрачным видам драгоценных минералов, чтобы создать выразительный браслет.